рассказываем про типы редукторных электромоторов
Электровелосипеды: Какой электромотор редукторного типа выбрать – ступичный или кареточный?
В предыдущем обзоре электромоторов мы пришли к однозначному выводу – если вы собираетесь купить электровелосипед, то его электродвигатель должен быть редукторного типа, в противном случае вам следует обратить внимание на электросамокаты или электромопеды.
Электровелосипед Mukuta Knight
Электровелосипед Mukuta Knight
Электровелосипеды уверенно закрепили за собой статус лидера в области надежного и верного помощника в повседневном передвижении и даже ворвались в велоспорт (уже не первый сезон проводятся различные соревнования по e-MTB в Альпах). И это немудрено, ведь у них масса преимуществ! Давайте поговорим об основных типах редукторных электромоторов. Сегодня на рынке существует два основных типа редукторных электродвигателей - ступичные и кареточные. Хотя они выполняют одну и ту же функцию, у них достаточно различий.
Главное различие между ступичным и кареточным двигателем, конечно же, заключается в его расположении на вашем велосипеде. Но, помимо этого есть и другие ключевые различия между ними, которые могут повлиять на ваш выбор электровелосипеда.

Датчики педалирования

Чтобы знать, когда следует включить режим ассистента (помощи), двигателю электровелосипеда нужен датчик для измерения вашего усилия/скорости педалирования. Существует два способа сделать это: датчики крутящего момента и датчики частоты вращения педалей (каденс).
Датчик крутящего момента — это крошечное устройство, которое обычно находится в каретке или у задней оси. Когда вы прикладываете силу к педалям, датчик слегка деформируется, указывая, какое усилие вы прикладываете. Эта информация отправляется в контроллер, а затем в двигатель, тем самым сообщая двигателю какая помощь необходима.
Датчик каденса также дает команду вашему двигателю о том, что необходимо активировать режим помощи педалированию, но он делает это, используя информацию о каденсе. Каденс — это скорость, с которой вы вращаете педали. Этот тип датчика обычно использует магнит или несколько магнитов (датчик эффекта Холла), которые устанавливаются между шатуном и кареткой, иногда он может быть установлен на колесе. Когда шатуны или колесо вращаются, магниты проходят мимо датчика, который сообщает как быстро вращаются шатуны или колесо.
Ступичный редукторный электромотор электровелосипеда Mukuta Knight
Ступичный редукторный электромотор электровелосипеда Mukuta Knight
Ступичные редукторные электродвигатели или мотор-ступица

Мотор-ступица заменяет ступицу переднего или заднего колеса, к нему крепятся спицы и обод с шиной. Ведущее колесо построено вокруг мотор-ступицы. Хотя существуют электровелосипеды с передним ведущим колесом, задние мотор-ступицы получили большее распространение. Это связано с тем, что мотор-ступица сзади, практически, не влияет на управляемость вашего велосипеда, чего нельзя сказать о системе с передней мотор-ступицей. Несмотря на то, что мотор-ступицы стали легче, добавление веса к переднему колесу затрудняет управление велосипедом.
Большинство систем с мотор-ступицей используют датчики частоты вращения педалей, а не датчики крутящего момента. Иными словами, датчик каденса фиксирует вращение педалей и дает команду на активацию режима ассистента педалирования, включая электродвигатель независимо от усилия, которое вы прикладываете.
Конструкция мотор-ступицы намного проще и дешевле кареточного мотора. Кареточные моторы требуют специальной конструкции рамы для их размещения. Мотор-ступицы, как правило, можно использовать с любой конструкцией рамы. А поскольку двигатель с приводом в ступице встроен в колесо, а не в раму, его обслуживание и замена более простая задача.
Очевидно, что любой электродвигатель добавляет вес вашему велосипеду. Мотор-ступица добавляет вращающийся вес, оказывающий влияние на баланс колеса, в которое она встроена. Это может повлиять на увеличение тормозного пути вашего велосипеда. В некоторых случаях мотор-ступица, расположенная на заднем колесе, может оказывать негативное влияние на управляемость вашего велосипеда. Такое возможно в случае смещения расположения аккумуляторной батареи в заднюю часть рамы, тем самым смещая вес на заднее колесо и разгружая переднее, что приводит к уменьшению сцепления рулевого колеса с поверхностью.
Кареточный электромотор Bafang
Кареточный электромотор Bafang
Кареточные электродвигатели

Двигатель среднего привода находится в области каретки вашего велосипеда. Другими словами, он, по сути, находится в середине вашего велосипеда. Ваши шатуны крепятся непосредственно к двигателю.
Кареточные двигатели, во многих случаях, более стабильны и дают более естественное ощущение педалирования, хотя они также более дорогие и сложные. Кареточные электромоторы применяются на велосипедах более высокого класса, потому что они значительно увеличивают стоимость.
В случае использования кареточного электродвигателя, производители проектируют раму вокруг него. Это объясняет более высокие затраты. Именно поэтому электровелосипеды с кареточным мотором, как правило, выглядят более гармонично и сбалансированно, ведь исходная точка в проектировании всей конструкции - двигатель.
В паре с кареточным двигателем чаще всего используют датчик крутящего момента. Это означает, что, когда вы крутите педали сильнее, вы получаете больше помощи. Когда вы крутите педали слабее, вы получаете меньше помощи. Такой избирательный выбор помощи ассистента педалирования значительно экономит ресурс аккумуляторной батареи, что позволяет устанавливать менее емкие и более легкие батареи на электровелосипеды с кареточным электродвигателем. Большинство кареточных двигателей работают тише, чем системы со ступичным мотор-редуктором. Замена колеса на электровелосипеде с кареточным двигателем легче, чем аналогичное действие на электровелосипеде со ступичным мотором. Напротив, ремонт и обслуживание кареточного электродвигателя значительно сложнее ремонта и обслуживания ступичного мотора.

Итак, что лучше: ступичный или кареточный двигатель?
Как система привода со ступичным мотор-редуктором, так и система привода с кареточным мотор-редуктором имеют свои преимущества и недостатки, поэтому лучше всего подходить к вопросу с точки зрения стоимости и того, что именно вы хотите получить от электровелосипеда.
Для экономного человека, скорее всего, подойдет электровелосипед со ступичным мотором. Он, как правило, менее технически сложен, прост в ремонте и обслуживании, имеет более низкую стоимость и вполне достаточен для ежедневных поездок и даже для бездорожья. Современные электровелосипеды со ступичным мотор-редуктором зарекомендовали себя как неприхотливые, надежные и относительно недорогие средства комфортного передвижения.
Но если вы предпочитаете больше контроля за движением и управлением велосипеда, а обычные велопрогулки навевают скуку и при этом бюджет на покупку электровелосипеда не ограничен, рассмотрите варианты с кареточным мотор-редуктором. Поскольку стоимость кареточного мотора изначально значительно превышает стоимость ступичного, производители часто используют передовые технологии в различных узлах такого электровелосипеда, что делает его цену достаточно высокой.

Каким бы ни был ваш выбор, помните про принцип разумной достаточности😉
Если вы готовы начать путешествия с комфортом и заботой об окружающей среде, вы всегда можете

купить электровелосипед в нашем магазине.

Больше полезной информации на нашем канале в Яндекс.Дзен
5 ноября / 2024

Автор: Команда NEO Garage